ФГБОУ ВО
Уральский государственный университет путей сообщения
(УрГУПС)

Ural State University of Railway Transport
USURT

Личный кабинет студента
и преподавателя

Телефон приемной комиссии: (343) 221-25-25

Бесплатная горячая линия
приемной комиссии: 8-800-250-42-00

Железнодорожная медицина: из века 19 в 21 век

19.07.2019

Известное выражение «Без истории нет будущего» как нельзя лучше отражает славный путь, пройденный железнодорожной медицинской службой. В начале прошлого века главная стальная артерия страны связала с центром России сибирские окраины. Тогда на месте будущих станций, мостов и тоннелей и было заложено здравоохранение, призванное оказывать медицинскую помощь тем, кто строил магистраль.

Развитие медицины на железной дороге неразрывно связано с развитием железных дорог. С созданием сети дорог на них открывались больницы, приемные покои, фельдшерские пункты. В 1885 году Александром III был утвержден Общий устав Российских железных дорог, где в 174-й статье законодательно было закреплено создание больниц и приемных покоев «для подачи медицинского пособия заболевшим или пострадавшим от несчастных случаев на железных дорогах, а также железнодорожным служащим и их семействам».

Помимо этого на каждой станции предусматривались необходимые медикаменты и условия для оказания первоначальной врачебной помощи. В следующей статье определялась необходимость содержания в чистоте станционных помещений, пакгаузов, складочных мест и вагонов в соответствии с санитарными нормами, устанавливаемыми инструкциями Министерства путей сообщения.

1893 год. Вся железная дорога была разделена на участки протяженностью не более 120 км. Участок обслуживал участковый врач. Каждый врачебный участок в свою очередь делился на околотки, находящиеся в ведении фельдшера. Вдоль всей магистрали на расстоянии 100–120 верст друг от друга располагались приемные покои. В них осуществлялся прием больных, оказание первой помощи при травмах, наблюдались больные до госпитализации в больницу. Число больниц и приемных покоев, их размеры и расположение по линии определялись централизованной администрацией в зависимости от числа служащих и местных условий. На казенных железных дорогах врачебно-санитарная часть была более развита и являлась образцом для частных железных дорог.

Железнодорожные больницы осуществляли: санитарный надзор на строящихся железных дорогах, а также вопросы фармации, психических заболеваний, противооспенные мероприятия, травматический невроз, туберкулез. Было решено ввести на дорогах должность санитарных врачей, подчиняющихся непосредственно инспекции Министерства путей сообщения, определен норматив: 1 койка на 200 железнодорожников.

Органично вплелась в историческую нить развития железнодорожного узла больница в Екатеринбурге и сыграла немаловажную роль в жизни железнодорожников, их семей, а также всех горожан. Дорожная больница на станции Свердловск - Пассажирский - одно из старейших лечебных заведений уральской столицы.

Строительство Екатеринбургской железнодорожной больницы относится к 1896-1901 годам. Больница была построена в густом сосновом лесу, вблизи вокзала станции Екатеринбург и официально открыта для приема больных 25 декабря 1901 года. В больнице, главное предназначение которой было – поправлять здоровье работникам железной дороги, в то время насчитывалось 29 штатных коек.

Первым главным врачом Екатеринбургской железнодорожной больницы был известный в то время на Урале хирург М.П. Соколов, который руководил больницей до 1919 года.

Уже к середине 1920-х годов по кадровому составу и техническому оснащению больница стала одной из лучших в городе и очень популярной у пациентов.

Строительство больницы продолжалось активными темпами. Уже к середине двадцатых годов Свердловская железнодорожная больница по кадровому составу и оснащению стала одной из лучших в городе и заслуженно пользовалась авторитетом у пациентов.

В 1954 году был введен в эксплуатацию хирургический корпус, в результате чего хирургическая служба получила новый импульс к развитию. В хирургическом корпусе были открыты специализированные отделения, стали шире применяться оперативные вмешательства на легких и органах желудочно-кишечного тракта.

В 1978 году в зеленой зоне станции Свердловск - Сортировочный было построено здание терапевтического корпуса на 340 коек.

За сто с лишним лет больница разрослась со стационара на 29 коек до крупного медицинского комплекса, куда входят три поликлиники, стационар и центр восстановительной медицины и реабилитации с площадками в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле. Сегодня НУЗ "Дорожная больница на ст. Свердловск – Пассажирский ОАО "РЖД" – это многопрофильное лечебно-профилактическое учреждение. Здесь работают 170 врачей, в том числе кандидаты и доктора наук. Каждый год в клинике проводят несколько тысяч операций, из них свыше 300 – с применением высокотехнологичных методов.

Здравоохранение на железной дороге с самого начала было особенным. Его миссия всегда заключалась в поддержании безопасности на главных транспортных магистралях страны. А для этого необходимо, чтобы плохое самочувствие, усталость и перенапряжение были незнакомы машинистам и их помощникам, ведь они отвечают за сотни человеческих жизней и сохранность многотонных ценных грузов. Поэтому в отрасли создали действительно уникальную систему контроля здоровья, в основе которой системный подход и ориентация на передовые научные достижения.

Более чем вековая история железнодорожной больницы в Екатеринбурге хранится в архивах и все еще удивляет современников свидетельствами незаурядности врачей тех далеких времен, их выдающейся универсальностью и высоким оперативным мастерством.