ФГБОУ ВО
Уральский государственный университет путей сообщения
(УрГУПС)

Ural State University of Railway Transport
USURT

Личный кабинет студента
и преподавателя

Телефон приемной комиссии: (343) 221-25-25

Бесплатная горячая линия
приемной комиссии: 8-800-250-42-00

На скорости через века

04.09.2019

Представь себя машинистом локомотива… А билетным кассиром?.. Может работа по осмотру и ремонту вагонов тебе по душе? Или ты видишь себя дежурным по сортировочной горке?

В голове всплывают пейзажи вокзалов, станций, стук колеc... Атмосфера поездной романтики как нельзя точно создана в Санкт-Петербургском музее железных дорог России, распахнувшем свои двери в 2017 году в честь 180-летнего юбилея дороги.

Если вы с друзьями отправляетесь в путешествие по городу на Неве, не обходите музей стороной (только не забудьте студенческий билет). Здесь перед вами предстанут не только «призраки прошлого», но и современные музейные технологии, интерактивные и мультимедийные инсталляции.

Общая экспозиционная площадь превышает 56 тысяч квадратных метров, а число экспонатов составляет около 4 тысяч. Это раздолье для изучения почти двухвековой истории железнодорожной магистрали!

Музей состоит из двух частей – двух «сокровищниц» железнодорожных экспонатов.

Часть из них находится в новом корпусе музея и в помещении бывшего депо Петергофской железной дороги, с высоты напоминающего подкову.

Костяк экспозиции, безусловно, составляют так называемые «натурные образцы» - реальные исторические локомотивы и вагоны. В настоящий момент на путях музея выставлено 118 единиц, и только две из них являются макетами. Возраст некоторых экспонатов достигает 100 лет.

Гордость отечественного паровозостроения – дореволюционный пассажирский локомотив серии «С», построенный Невским судостроительным и механическим заводом в 1917 году.

Как нам известно, к концу 1950-х годов востребованность паровозов сошла на «нет». Паровые машины выбрасывали как ненужный хлам, неблагодарно и бездумно.

От утилизации паровоз «С.68» был спасен благодаря действиям участников Московского клуба любителей железных дорог, которые хитростью сумели привлечь к нему внимание глав МПС СССР. Дело в том, что при переезде большевистского правительства из Петрограда в Москву, в 1918 году, литерный поезд вел паровоз такой же серии, но с номером «245». Истинный номер «68» на ржавом раритете замазали, а поверх свежей краской вывели гордые «245». Только в 2001 году после всех перипетий паровозу вернули «родное» обозначение «С.68».

В музее «живут» более современные и скоростные трудяги советских дорог – пассажирские и грузовые электровозы. За свои выдающиеся внешние признаки тягачи получали от работников самые интересные и необычные прозвища – Чебурашка, Утюг, Аквариум.

Кроме легендарного подвижного состава в фонде музея представлены другие экспонаты, интерактивные и мультимедийные инсталляции, с которыми можно «взаимодействовать», знакомиться с историей и техническими характеристиками музейного жителя.

Вторая часть музея находится под открытым небом. Самое интересное – необычные поезда (военные установки на ходу, первые скоростные электропоезда, паровозы и т.д.).

Каждую единицу подвижного состава хочется ощутить тактильно, рассмотреть со всех сторон, и прикоснуться к истории паровозо- и вагоностроения. Пусть эти «пазлы поезда» отбегали по рельсам свой рабочий срок, но срок музейный только начинается.

Гармоничное и хронологическое расположение экспонатов не позволит вам заплутать в ретроспективе железных дорог, а современные музейные разработки и его технологическое оснащение никогда не дадут заскучать и ассоциировать слово «музей» с пыльными раритетами и бабушкой-экскурсоводом.

При посещении Музея Российский железных дорог вы точно будете воодушевлены, захочется запрыгнуть на один из экспонатов и прокатиться по колее истории – назад в далекое прошлое или в неизведанное, перспективное будущее отечественного железнодорожного транспорта.


Текст и фото Юлии Спиридоновой