ФГБОУ ВО
Уральский государственный университет путей сообщения
(УрГУПС)

Ural State University of Railway Transport
USURT

Личный кабинет студента
и преподавателя

Телефон приемной комиссии: (343) 221-25-25

Бесплатная горячая линия
приемной комиссии: 8-800-250-42-00

Общая информация


История кафедры «Электроснабжение транспорта». Заведующие кафедрой .

Кафедра электроснабжения транспорта (первоначальное название «Энергоснабжение электрифицированных железных дорог») была сформирована в 1959 году, является выпускающей и крупнейшей в университете.

Первым заведующим кафедрой был доцент Н.А. Афанасьев. С 1962 по 1971 гг. ее возглавлял доцент В.А. Кабанов. С 1971 г. кафедрой заведуют выпускники УЭМИИТ: доцент Ю.М. Бей (до 1980 г.), ставший впоследствии проректором по учебной работе;

С 1980 по 1989 гг. заведующим кафедрой был профессор Ефимов А.В., ставший в последствии ректором университета.

Александр Васильевич Ефимов - выпускник УЭМИИТа 1963 г., почетный профессор УРГУПС, академик Российской Академии транспорта, член-корреспондент Академии профессионального образования. В родном вузе последовательно занимал должности ассистента, старшего преподавателя, доцента, заведующего кафедрой энергоснабжения, проректора по учебной работе. Именно в период работы Александра Васильевича в должности проректора в вузе была разработана концепция гуманитаризации учебного процесса. Программа долгосрочная, позволившая институту стать академией и затем университетом.

А.В. Ефимов возглавил институт в самый драматический период реформирования России, когда зашаталась вся система высшего образования в стране. Если предыдущие ректоры института назначались Министерством путей сообщения, то А.В. Ефимов был избран на общем собрании коллектива института.

В июле 1994 г. приказом Госкомвуза РФ УЭМИИТ был переименован в академию (пр. № 554 от 07.06.1994). В январе 1996 г. решением коллегии МПС РФ Уральской государственной академии путей сообщения присуждено первое место в соревновании среди вузов железнодорожного транспорта с вручением первой премии МПС. В январе 1999 г. академия получила статус университета.

За годы работы А.В. Ефимова в должности ректора:

  • построен дом для преподавателей и введен в эксплуатацию научно-производственный комплекс;
  • завершено строительство спортивного комплекса;
  • создан факультет экономики и управления и открыты новые специальности;
  • первые созданы диссертационные советы;
  • получили новое развитие Челябинский и Пермский филиалы;
  • активно стала развиваться международная деятельность.

Ефимов Александр Васильевич награжден:

  • медалью «За трудовое отличие»,
  • медалью «Ветеран труда»,
  • нагрудным знаком «За отличие в службе»,
  • знаком «Почетному железнодорожнику».

Ему присвоено звание «Заслуженный работник транспорта», а в 2000 г. решением Ученого совета университета Александру Васильевичу присвоено звание "Почетный профессор УрГУПС".

С 1989 по 2003 гг. кафедрой руководил профессор Тер-Оганов Э.В.

Окончил Уральский электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта (1962), инженер путей сообщения-электромеханик. Кандидат технических наук (1972), профессор (1994).

Награжден знаком отличия «За заслуги перед Свердловской областью» III степени.

С 1962 г. – в УЭМИИТ (УрГУПС), в 1989–2003 гг.– заведующий кафедрой «Электроснабжение транспорта».

Внёс вклад в решение вопросов оценки и резервирования мощности тяговых подстанций, разработку и внедрение информационных технологий оценки показателей работы систем электроснабжения железных дорог на основе моделирования работы сложных систем. Разработал имитационные модели работы системы электроснабжения двухпутного и однопутного участка железной дороги, адекватность работы которых подтверждена экспериментальными измерениями. Имитационные модели на базе вычислительной техники внедрены на Свердловской, Южно-Уральской и Куйбышевской железных дорогах. Они позволяют определять технико-экономические показатели работы системы электроснабжения, оценивать тепловое состояние силового оборудования тяговых подстанций и необходимую степень резервирования их мощности, оценивать влияние изменившейся поездной обстановки на системы электроснабжения и намечать мероприятия по их усилению, разрабатывать меры по уменьшению потерь электроэнергии в системе и повышению эффективности рекуперации энергии. Автор 60 печатных работ.

С 2003 по 2007 гг. заведующим кафедрой был профессор Галкин А.Г., в настоящее время являющийся ректором университета. За время работы заведующим кафедрой, Александр Геннадьевич внес значительный вклад и организовал работу по обновлению материальной базы кафедры. В учебную лабораторию «Тяговые и трансформаторные подстанции» имени Ю.М. Бея была поставлена новая современная тяговая трансформаторная подстанция.

Создана лаборатория «Компьютерное проектирование и моделирование», которая оборудована 11-тью персональными компьютерами с современным программным обеспечением.

Переоборудованы современными стендами лаборатории «Электроснабжение железных дорог» и «Электронная техника и преобразователи».

         Александр Геннадьевич стал активно привлекать на работу молодых выпускников кафедры, и сформировал научную школу «Надежность и диагностика системы электроснабжения». Молодые научно-педагогические кадры вошли в состав научно-исследовательской лаборатории «Системы автоматизированного проектирования контактной сети», которую так же организовал Галкин А.Г.

         В научный коллектив входили: Веселов В.В (который в 2000 г. защитил кандидатскую диссертацию под руководством Ефимова А.В), Кузнецов Н.А, Садовников С.А, Самодуров И.В, Абдрахманов Р.Р., Грехов А.О, Ковалев А.А.

         Вся группа молодых ученых, на разных этапах (2000 – 2005 гг) принимала участие в разработке «Автоматизированного рабочего места проектировщика контактной сети «АРМ КС», которую кафедра «Электроснабжение транспорта» и НИЛ «САПР КС» выполняла по заказу МПС и ВНИИЖТ.

         Подводя итоги деятельности Александра Геннадьевича, нельзя не отметить основные научно-практические достижения кафедры в этот период:

  • Разработана методика, математическая модель и компьютерная программа для расчёта статистического  и динамического взаимодействия токоприёмников и контактной сети;
  • По заданию ВНИИЖТ на моделях проведены расчеты отжатий проводов подвески в искусственных сооружениях с учетом динамики токосъема;
  • По заданию департамента Электрификации и энергоснабжения МПС РФ проведены вычислительные эксперименты на модели КС-200 при подготовке и проведении натурных испытаний на перегоне Рябово-Любань;
  • По заданию Свердловской железной дороги выполнены проверочные расчеты по пропуску сцепок локомотивов ВЛ11 большой кратности, следующих резервом;
  • Разрабатана система автоматизированного проектирования контактной сети;

С 2007 по 2013 гг. – продолжил руководить кафедрой доцент Неугодников Ю.П.

 Юрий Павлович за время занимающего должность заведующего кафедры «Электроснабжение транспорта» нёс ответственность за организацию учебно-воспитательной работы на курируемом курсе и в ходе проведения занятия преподавателями кафедры. Создал условия, способствующих повышению эффективности и качества учебного процесса, обеспечивал управление научной работой на кафедре.

Неугодников Ю.П. определял направления научных исследований, связывая их с учебными дисциплинами, преподаваемыми на кафедре, с темами диссертаций преподавателей, с деятельностью кафедры по заказным научным работам, а также с перспективами развития отрасли и направлений (профилей) подготовки кафедры.

Также принимал активное участие в формировании научных коллективов, назначает ответственных за планирование, организацию и выполнение научных исследований по направлениям. При этом он был руководителем одного из научных направлений.

С 2014 по 2015 год обязанности заведующего кафедрой «Электроснабжение транспорта» исполнял Шумаков К.Г.. Являлся ответственным за аккредитацию основных образовательных программ по специальностям: «Электроснабжение железных дорог», «Электроэнергетика» и «Электротехника и электроэнергетика».

В 2015 году объявлена Благодарность за проявленный профессионализм, инициативу при актуализации образовательных программ высшего образовании.

С 2015 г по настоящее время кафедрой руководит кандидат технических наук, доцент Ковалев А.А.

Алексей Анатольевич продолжил развивать кафедру в части привлечение молодых научно-педагогических работников и обновления материально-технической базы кафедры.

К 2015 году на кафедре реализуется несколько образовательных программ. Ведется подготовка специалистов по специальности «Системы обеспечения движения поездов», специализация «Электроснабжение железных дорог», а так же бакалавров и магистров по направлению подготовки «Электроэнергетика и электротехника». В 2018 году, в связи с высокими показателями деятельности кафедры было дополнительное передано направление подготовки аспирантов «Электро- и теплотехника».

В период с 2018 – 2020 учебный год в коллектив кафедры влились новые выпускники: Бебрис А.Н., Андрюков А.В., Суриков Е.И., Чепижко М.С., Чебаков С.А.

Главная задача, которая стоит перед Ковалевым А.А. – это повышение доли остепененности среди профессорско-преподавательского состава.

Поэтому создаются условия для поддержки молодых специалистов на кафедре «Электроснабжение транспорта». Итогом такой работы стала защита кандидатских диссертаций Микавы Александра Ваноевича, Лесникова Дмитрия Валентиновича, Окунева Александра Владимировича, Юшковой Ирины Анатольевны, Тарасовского Тимофея Сергеевича.

На 2023 – 2025 год составлен план защит остальных аспирантов и молодых ученых.

В марте 2019 года, под руководством Ковалева А.А. кафедра успешно прошла аккредитацию основных образовательных программ. Получены гарантии развития кафедры на следующие 5 лет.

За добросовестную работу Алексей Анатольевич имеет награды: благодарности ректора, медаль 3 степени за заслуги перед Университетом, почетную грамоту министра транспорта РФ.