ФГБОУ ВО
Уральский государственный университет путей сообщения
(УрГУПС)

Ural State University of Railway Transport
USURT

Личный кабинет студента
и преподавателя

Телефон приемной комиссии: (343) 221-25-25

Бесплатная горячая линия
приемной комиссии: 8-800-250-42-00

Blackboard: эффективная организация работы

30.06.2015

Blackboard – насущная тема как для преподавателей, так и для слушателей нашего вуза. В прошлом номере редакция Магистрали общалась со студентами, которые рассказывали, что они думают о программе, как они предпочитают в ней работать. Результаты оказались неоднозначными: многие отметили множество плюсов системы, главный из которых,  – наличие необходимой для образования информации в открытом доступе. Другие указали моменты, нуждающиеся в доработке, например, сбои в системе, которые иногда случаются, некорректное отображение программы в некоторых браузерах, оформление расписания и отсутствие живого общения. Но самое главное, что многие выразили желания организовать работу в BB по ночам. Сделать это не так-то просто. Своими мыслями о системе BB и о ее эффективности с нами поделился проректор по научной работе и международным связям, кандидат технических наук, доцент Сергей Валентинович Бушуев:

Задача Blackboard − предоставить студенту возможность в любое время и в любом месте получать образование. Например, многие студенты сейчас работают, а так как практически у всех под рукой есть интернет, то они, если выдается свободное время, могут зайти в тот же BB и прочитать книжку, найти любую методичку, сделать задание. Носить с собой книги на работу никто не будет, но телефон есть у каждого. Факт того, что массовая учебная деятельность студентов начинается ночью, интересен, однако, преподаватель ночью работать не готов. В этом и заключается проблема. Здесь приходит на помощь BB. Преподаватель подготовил тот материал, который студент должен изучить, а студент, когда ему удобно, зашел и узнал. В этом заключается эффективная организация работы Blackboard.

Blackboard или интернет?

Чем Blackboard принципиально отличается от интернета? Интернет – это большая масса различной информации и при поиске появляются те сайты, которые наиболее часто читаются, то есть более популярные, ориентированные не на специалистов, а на любителей. Профессиональная информация находится достаточно далеко. Получается, что, с одной стороны, интернет перегружен информацией, но с другой – что-то по-настоящему полезное найти крайне сложно. В Blackboard весь контент уже отобран и обработан профессионалом. Система позволяет преподавателю составить курс таким образом, чтобы студенту было легче его освоить, что, безусловно, повышает эффективность обучения.

Привычная среда обитания

Чтобы добиться успеха, учебой надо заниматься регулярно. В этом система BB помогает, как ничто другое: студент может обучаться, грубо говоря, «между делом». К тому же Blackboard – это автоматизация первичного контроля. Как рассказывает Сергей Валентинович, с 2008 года возникла проблема бедности профессионального терминологического языка студентов. Мышление и фантазия у них развиты, говорить умеют, но они неправильно пользуются терминологией, не понимают особенностей слов и ситуаций, в которых их необходимо употреблять, чтобы наладить коммуникацию с другими специалистами. Если студент не может грамотно описать суть проблемы и ее решение, то все его усилия тщетны. Преподавателю сложно объяснять каждому индивидуально значение того или иного термина, это к тому же нерационально, для чего тогда существуют лекции? Однако сегодня многие студенты потеряли способность слушать: на лекции большинство не выпускает телефон из рук и сидит в социальных сетях, где надо быстро ответить, написав сообщение. В этом случае, Blackboard помогает преподавателю в привычной для студента среде дать необходимый материал.

Лучше меньше, да лучше

Таким образом, преподаватель при меньшем общении дает больше пользы, а на студентов возлагается больше ответственности – они должны учиться самостоятельно. Конечно, хочется, чтобы все объясняли, но постепенно такая практика «разжевывания» сходит на нет во всем мире. Согласно болонской системе преподаватель должен лишь подсказывать студенту, куда надо двигаться и проверять его знания. Тогда у студентов становится задача – учиться самостоятельно, а у преподавателей – направлять, создавать почву для обучения и проверять. Поэтому Blackboard нам и нужен, по-другому поставленную задачу не решить.  

Об организации деятельности в системе Blackboard, уже видимых результатах ее работы и ночной активности студентов нам рассказала начальник учебного отдела Марина Николаевна Оськина:

– Нет необходимости что-то придумывать для эффективной организации работы в Blackboard, поскольку существует регламент, в котором отражаются правила для преподавателей и всех участников процесса. Стандарты предполагают самостоятельную работу студентов, и для ее реализации преподаватели размещают материалы в системе.

Если мне, например, необходимо что-то сообщить, то я создаю объявления, которые рассылаются на электронную почту студентам, что автоматически лишает их возможности говорить об отсутствии предупреждения.

Оглядываясь на последнее итоговое тестирование студентов, можно проследить взаимосвязь успешности прохождения теста и регулярности посещения системы BB. Если студент не ознакомился с контентом, то он, вероятнее всего, не сможет пройти аттестацию. О чем это говорит? Это говорит о том, что работа в Blackboard дает студентам возможность тренироваться, способствует повышению качества образования, мотивирует студентов к самостоятельной работе.

Работа студентов в ночное время − это явление, не подлежащее корректировке со стороны преподавателя. Студенты сами планируют свой день и используют материалы тогда, когда им удобно. Наша задача: создать условия для того, чтобы студент жил в своем режиме и имел возможность самостоятельно обучаться.