ФГБОУ ВО
Уральский государственный университет путей сообщения
(УрГУПС)

Ural State University of Railway Transport
USURT

Личный кабинет студента
и преподавателя

Телефон приемной комиссии: (343) 221-25-25

Бесплатная горячая линия
приемной комиссии: 8-800-250-42-00

СЛЕД, оставленный тобой

27.06.2015

Когда мы думаем о делах человека, иногда говорим наСЛЕДил, а иногда – оставил СЛЕД в жизни. А какое наСЛЕДство оставите вы своим потомкам?

Наша планета очень богата и плодородна, она накопила свой природный капитал за миллионы лет. Каждый год Земля дарит нам новый «урожай», будь то пища, полезные руды или водные ресурсы, и, если его разумно расходовать и брать ровно столько, сколько природа возродила, то ее даров хватит и на нас, и на наших детей, внуков и на все будущие поколения. К сожалению, мы забираем у природы больше, чем она может дать, отчего ее богатства стремительно уменьшаются. Увеличивая использование природных ресурсов за счет неприкосновенных запасов биосферы, мы подрываем возможность природы восстанавливаться. Уже сегодня человечество превысило допустимый предел потребления на 20%. В результате, происходит деградация природы: исчерпываются ее ресурсы, растет наш экологический след. Нашим детям и внукам достанется уже другая, загрязненная отходами, планета: с токсичными реками и отравленным воздухом, с исчезнувшими животными и вычерпанными ресурсами.

Экологический след

Экологический след – это комплексный индикатор устойчивого развития, с помощью которого можно определить, насколько велик наш вклад в поддержание благополучия нашего района, города и планеты в целом.

Экологический след позволяет нам посчитать и сравнить, сколько ресурсов может дать нам планета, и сколько мы в действительности забираем у нее на наши нужды. Взвешивая эти две величины на чаше весов, мы можем сказать, насколько мудро пользуемся богатствами нашей земли: сколько территории занято жильем, промышленностью, парками и лесами, а сколько свалками отходов, и есть ли при таком использовании земли у природы шанс возрождать, дарить нам и будущим поколениям свои богатства?

Вот такими вопросами («Как остаться в бизнесе и получить прибыль, в то же время бережно относясь к окружающей среде?») уже много лет занимаются ученые Дрезденского технического университета – давнего партнера УрГУПС. Факультет бизнеса и экономики немецкого вуза серьезно озаботился вопросами экологического аудита в конце прошлого века, создав специальную кафедру экономики и экологического менеджмента. Возглавляет кафедру  профессор Эдельтрауд  Гюнтер. Область ее научных интересов: экологические показатели измерений (для продукции и процессов);  значимость природных ресурсов для предприятий; экологические закупки; замедление потребления ресурсов и производственных процессов. 

Профессор Гюнтер (в центре) на встрече с участниками проекта RECOAUD

Кроме того, профессор Гюнтер имеет большой опыт работы со студентами и компаниями в области разработки бизнес-решений экологических проблем. В 2013 году коллектив кафедры «Экологический менеджмент и аудит» Дрезденского технического университета предложил создать проект RECOAUD в рамках программы TEMPUS. В проект были приглашены: Мариборский университет (Словения), Технологический университет города Ченстохова (Польша), Жилинский университет (Словакия), а также четыре университета из России: Тюменский государственный университет нефти и газа, Самарский государственный университет путей сообщения, Омский государственный университет путей сообщения и Уральский государственный университет путей сообщения.

Ключевая идея проекта RECOAUD – содействовать введению новых понятий в научно-методологический аппарат транспортной экономической науки и образования, связанных с необходимостью изменения концепции понимания отраслевой экономики в интересах обеспечения роста ее конкурентоспособности на глобальном и национальном рынках. Проект должен способствовать выработке обоснованных решений по основным аспектам развития экологических транспортных систем и формированию новых направлений научных исследований экологического менеджмента и аудита.

В рамках проекта планируется рассмотреть вопросы обоснования категории «экологический менеджмент и аудит» в качестве экономической категории в отраслевой транспортной науке, дать его экономическое описание в развитии транспортных и других социоэкономических систем. Обсудить вопросы влияния макроэкономических экопроцессов на состояние и развитие рынка перевозок.

Почему именно сейчас социально-экологическая проблематика стала настолько актуальна? Ответ очевиден: принцип «сначала экономика – потом экология» уже исчерпал себя. Глобальная экономика, включая российскую, все больше становится экологозависимой. Далее не только экономические отношения, но и гуманитарные связи с объединенной Европой будут зависеть от уровня принятия и действительной реализации международных экологических стандартов, которые становятся год от года все более высокими. Время – критический фактор. Экологизация производства и культуры страны – дело длительное, дорогостоящее, и чем больше оно будет откладываться, тем дороже обойдется обществу. Для экологизации нужны кадры и институции. Наконец, политическая реальность такова, что власть сегодня доверяет больше ученым-естественникам, чем гуманитариям.

Надо сказать, что участие сотрудников Уральского государственного университета путей сообщения в международных образовательных проектах программы TEMPUS носит стабильный характер. За последние 15 лет университет принял участие в реализации пяти таких проектов. Проект «RECOAUD – Экологический менеджмент в российских компаниях – курсы переподготовки кадров  для сенсибилизации и интеграции программы Эко-Аудит в принятии корпоративных решений» стал шестым. Заявка на проект RECOAUD прошла отборочную комиссию программы TEMPUS 4 и вошла в число 170 лучших из  983 поданных обращений. 

УрГУПС в проекте представлен несколькими кафедрами: «Техно-сферная Безопасность», «Экономика транспорта», «Управление в социаль-ных и экономических системах» и кафедрой «Мировая экономика и логистика». Задачей межкафедрального коллектива ученых УрГУПС станет разработка спецкурса «Экологический менеджмент и аудит» как для студентов УрГУПС –  будущих руководителей транспортной отрасли, – так и для представителей предприятий, в первую очередь железнодорожных, в рамках программ повышения квалификации.

Работа предстоит серьезная, так как в России в настоящее время отсут-ствуют образовательные программы по экологическому аудиту. Такие программы только предстоит создать и данный  проект позволит аккумулировать лучший опыт вузов-партнеров из стран Европы, и, объединив усилия, создать новую единую образовательную программу в области экологического аудита и менеджмента для всех вузов-участников.

Таким образом, выполнение проекта подобного уровня позволит не только совершенствовать технологию обучения студентов в аспекте эколо-гии, но и даст возможность проводить дальнейшие актуальные научные исследования, направленные на решения стратегических задач в области экологического менеджмента и аудита, внести свой вклад в дело сохранения окружающей среды, оставить свой след, который складывается из тысяч наших поступков в повседневной жизни.

 

М.А.Журавская,

преподаватель кафедры

«Мировая экономика и логистика»

доцент, к.техн.н.