ФГБОУ ВО
Уральский государственный университет путей сообщения
(УрГУПС)

Ural State University of Railway Transport
USURT

Личный кабинет студента
и преподавателя

Телефон приемной комиссии: (343) 221-25-25

Бесплатная горячая линия
приемной комиссии: 8-800-250-42-00

Ветлугин Иван Михайлович: бои шли на земле, на море и в небе

17.05.2022

Продолжаем цикл публикаций о ветеранах УЭМИИТ-УрГАПС-УрГУПС в рамках Всероссийской акции «Научный полк». Сегодня рассказываем о заведующем кафедрой «История КПСС», кандидате исторических наук, доценте Иване Михайловиче Ветлугине. Иван Михайлович проработал в УЭМИИТ 25 лет, с 1958 по 1983 год.

Капитан, зенитчик. Воевал в составе 62-го зенитно-артиллерийского полка Черноморского флота. Защитник Кавказа.

Награжден орденами: Красной Звезды, Отечественной войны II степени, «Знак Почета»; медалями: «За оборону Кавказа», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За трудовую доблесть».

Из воспоминаний И. М. Ветлугина:

 - 22 июня 1941 года. Утро. В 8.00 в комнату, где я жил с женой, ворвался друг, студент четвертого курса истфака свердловского госпединститута В. Ерыкалкин, включил репродуктор. Москва передавала заявление Советского правительства о вероломном нападении фашистской Германии на Советский Союз. Накануне, 21 июня, мы сдали очередной госэкзамен, а последний экзамен у нас был принят досрочно 24 июня. С 25 июня по 6 июля 1941 года мы ежедневно ходили в военкомат Ленинского района Свердловска с просьбой скорее отправить нас в действующую армию. Патриотизм был неимоверный.

В мае 1942 года я окончил военно-морское училище ПВО. Пятого мая 1942 года с группой офицеров прибыл в город Туапсе. Здесь получил назначение командиром зенитно-пулеметного взвода в 345-м батальоне 62-го краснознаменного зенитно-артиллерийского полка, который принимал участие в обороне Одессы.

У каждого участника Великой Отечественной войны есть свой главный город, с которым связаны самые глубокие воспоминания. Таким городом с мая 1942 года для меня стал Туапсе. Сто пятьдесят дней и ночей, озаряемых кровавым светом пожаров, беспрерывно продолжалась битва за этот маленький портовый город. На подступах к Туапсе стояли насмерть солдаты Черноморской группы войск, моряки Черноморского флота, летчики 5-й воздушной армии.

Бои шли на земле, на море и в небе. На советские войска, которые с боями отступили в предгорья Кавказа, навалилась группа фашистских армий – 22 моторизованные дивизии, в том числе 9 танковых. Гитлер намеревался с ходу завладеть городами Новороссийск и Туапсе, чтобы ворваться в Закавказье со стороны Черноморского побережья, лишить Черноморский флот баз, потопить корабли.

В тяжелой обстановке, грозившей прорывом врага к Туапсе, Ставка Верховного Главнокомандования приказала любой ценой не допустить прорыва к морю, ибо после захвата немцами Новороссийска Туапсинская военно-морская база стала бы их главной базой на Черном море. Фашистская авиация подвергала туапсинский порт, корабли, объекты города массированным бомбежкам с воздуха. Более 10 тысяч бомб крупного калибра было сброшено только на объекты города. Город горел. В июле, августе, сентябре и октябре 1942 года немецкие самолеты подвергали массированным налетам туапсинскую базу по 10–15 раз в сутки. В отдельных налетах участвовало по 50 и более самолетов. Вместе с защитниками города мне пришлось участвовать в боях против вражеской авиации, которая потеряла под Туапсе сотни своих самолетов.

О мужество и стойкость защитников Туапсе разбилась фашистская операция «Эдельвейс» – так гитлеровцы окрестили операцию по овладению Кавказом. «Не сумел враг пройти и в районе города Туапсе, хотя сосредоточил здесь до 10 дивизий. Фашисты были остановлены в районе гор Индюк и Семашко воинами 18-й десантной армии и жителями этого небольшого, но славного приморского города». Я горжусь этой высокой оценкой, данной защитникам Туапсе.

В январе 1945 года я был направлен в Высшую школу контрразведки «Смерш» ВМФ в Ленинграде, которую закончил в августе 1946 года, работал в отделе КР «Смерш» 2-й минно-торпедной авиационной гвардейской Севастопольской дивизии ЧФ. В январе 1947 года демобилизовался по состоянию здоровья.