ФГБОУ ВО
Уральский государственный университет путей сообщения
(УрГУПС)

Ural State University of Railway Transport
USURT

Личный кабинет студента
и преподавателя

Телефон приемной комиссии: (343) 221-25-25

Бесплатная горячая линия
приемной комиссии: 8-800-250-42-00

Сухоруков Виктор Иванович: капитан железнодорожных войск

17.05.2022

Старший инспектор отдела кадров. В УЭМИИТ проработал более 25 лет, с 1967 года.

Капитан железнодорожных войск. Воевал с февраля 1942 года по май 1945 года на фронтах Прибалтики, Юго-Западном, 3-м Украинском фронтах, командир взвода 80-го отдельного мостового железнодорожного батальона. Защитник Сталинграда.

Награжден: двумя орденами Красной Звезды, орденами Отечественной войны I и II степени; медалями: «За оборону Сталинграда», «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», юбилейными медалями.

Из воспоминаний В. И. Сухорукова:

 - В 40-х годах в стране настойчиво велась оборонно-массовая работа среди населения и особенно активно среди студенчества. Существовал негласный закон: каждый студент должен иметь все оборонные значки – ГТО, ПВХО, ГСО, «Ворошиловский стрелок». Умело и вдумчиво проводились занятия по военным дисциплинам, может быть, этот фактор способствовал тому, что я в дальнейшем свои лучшие годы отдал военной службе.

В сентябре 1940 года я был призван в Красную армию, в железнодорожные войска. В те тревожные годы после событий на Халхин-Голе и озере Хасан большие опасения вызывала агрессивная политика милитаристских кругов Японии. Это требовало уделить значительное внимание укреплению обороны нашего Дальнего Востока. Так я оказался в числе строителей военных объектов в районе Хабаровска.

Вскоре меня направили на учебу в Ленинградское железнодорожное училище военных сообщений им. М. В. Фрунзе. Я окончил его в августе 1941 года.

В феврале 1942 года был направлен в действующую армию, в 80-й отдельный путевой железнодорожный батальон, находившийся в то время на пополнении в городе Балашове. Батальон вскоре был брошен на фронт, под Куплянск-Валуйки, для демонтажа и эвакуации железнодорожного хозяйства. Все, что нельзя было увезти, взрывали, чтобы это не использовали фашисты против наших отступающих войск.

Вскоре 80-й ОПБ был направлен на прикрытие железнодорожной линии Уразово – Купянск и эвакуацию вторых путей.

Взвод дислоцировался на станции Тополи. По мере продвижения немецких войск усиливалась деятельность вражеской авиации. В один из налетов на станцию Тополи была подожжена нефтебаза и разрушен главный путь и часть стрелочных переводов. Движение поездов не останавливалось. Во взводе было убито три солдата, это первые фронтовые потери. Авиация противника беспокоила восстановителей днем и ночью. При очередном налете было разрушено здание вокзала, пострадал эшелон, следовавший со стороны фронта с подбитой техникой, был убит лейтенант и два солдата, сопровождавшие эшелон.

Убитый лейтенант по комплекции и внешнему виду очень похож был на меня. Мой связной, проходивший мимо, увидел распростертое тело лейтенанта и доложил помкомвзвода сержанту Пехливаниди, что на путях лежит убитый «наш» лейтенант. И вот, когда я появился во взводе, то сержант Пехливаниди в течение пяти минут не мог произнести ни одного слова, так велико было его смятение, внутреннее потрясение. Подразделение без балагура – не подразделение. Таким был командир первого отделения сержант Горовой, он изрек: «Наш лейтенант будет жить еще 100 лет».

Железнодорожные войска в период отхода наших войск, как правило, отходят последними, после выполнения заградительных работ. Отходят малыми группами, по заранее намеченному маршруту. Труден путь отхода не только в физическом отношении, но и в моральном. Тяжело собственноручно разрушать то, что с великим трудом создавалось народом долгие годы.

Когда Сталинградский и Донской фронты пошли в наступление, нашему батальону была поставлена задача – восстановить железнодорожный участок станций Морозовская, Тацинская, Грачи. Участок был основательно разрушен, искусственные сооружения, земляное полотно и линия связи взорваны. Вот когда потребовалась находчивость и смекалка каждого воина по организации работ и изысканию подручных строительных материалов.

Подобно пехоте, идущей в атаку за огневым валом артиллерии, воины-железнодорожники шли на восстановление освобожденных участков железных дорог. Когда поджимали сроки восстановления, приходилось иногда перешивать путь под огнем врага, лежа на боку.

Таким объектом был мост через реку Северный Донец у города Каменск. Мост восстанавливался с совмещенной ездой. Большие мосты постоянно находились под воздействием вражеской авиации. Мост был сдан государственной комиссии в заданный срок, и буквально на следующий день был нанесен мощный бомбовый удар, мост был выведен из строя. Было убито и ранено около 10 человек. Во взводе было убито три человека и четыре ранено. Через сутки повреждения были устранены, движение поездов восстановилось. На этом беды этого моста не кончились. После прохода эшелона одна из опор моста внезапно загорелась. Принятыми мерами пожар был ликвидирован.

Расследованием установлено, что с проходящего поезда были сброшены бутылки с зажигательной смесью. Органами безопасности диверсанты были обнаружены и переданы суду военного трибунала. За успешное руководство взводом по восстановлению моста командованием УВВР я был награжден нагрудным знаком «Отличный восстановитель».

Наиболее впечатляющим было решение командования УВВР-3 на восстановление моста через реку Днепр у города Днепропетровска. Параллельно строились две переправы. Возводился железнодорожный мост на деревянных опорах, и сооружалась понтонная железнодорожная переправа. Трудности заключались в устройстве переходов к переправе, грунт скалистый, работы велись в черте города, вручную, с помощью лома, кирки, кувалды. Несмотря на трудности, переправа была сдана в срок. За усердие, проявленное в возведении переправы, группа воинов-железнодорожников, в том числе и я, была награждена орденами Красной Звезды. Боевую награду за трудовую деятельность я лично считаю важным знаком отличия, потому что воин-железнодорожник имеет свою собственную славу, может, не столь громкую и не столь яркую, как, скажем, награда, добытая в рукопашной схватке, но зато собственная, прочная. У воина любого рода войск имеется своя специальность. Кто штыком, кто гранатой, а кто топором и лопатой – ковал победу над врагом.

Завершающий этап фронтовой службы – восстановление железнодорожных путей на участке Рига – Тукумс. Там батальон встретил долгожданный день Победы.

После окончания войны нашему батальону еще немало пришлось поработать по восстановлению разрушенного железнодорожного хозяйства.