ФГБОУ ВО
Уральский государственный университет путей сообщения
(УрГУПС)

Ural State University of Railway Transport
USURT

Личный кабинет студента
и преподавателя

Телефон приемной комиссии: (343) 221-25-25

Бесплатная горячая линия
приемной комиссии: 8-800-250-42-00

Военный инженер Иван Антонович Леонтьев: от Курска и Орла война нас довела…

25.05.2022

Начальник военной кафедры, начальник НИС, директор музея. В УЭМИИТ работал с 1969 года, более 23 лет. Полковник. Воевал на Центральном, 1 и 4-м Украинских фронтах. Защитник Москвы, участник битвы на Курской дуге, форсировал Днепр, освобождал Киев.

Награжден орденами: Красной Звезды, Красного Знамени, Отечественной войны II степени, Трудового Красного Знамени; медалями: «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За оборону Киева», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», юбилейными медалями.

Из воспоминаний И. А. Леонтьева:

- Мне, участнику Великой Отечественной войны, не довелось быть на полях сражений в самые тяжелые годы, когда нашей армии в кровопролитных боях приходилось отступать вглубь страны. Весь 1941 год и часть 1942 года мне пришлось учиться в Кроховском инженерном училище, а затем командовать в нем взводом курсантов.

По окончании училища я подавал неоднократно рапорты с просьбой отправить меня в действующую армию, но мне все время отказывали, мотивируя тем, что подготовка кадров офицерского состава не менее важная задача. И только после 4-го рапорта, когда на фронте погиб мой родной брат, когда мои родные в Белгородской области попали в оккупацию, мою просьбу удовлетворили.

С начала февраля 1943 года я оказался в составе действующей армии, участвовал в наступлении от станции Елец до Курской дуги. С конца марта 1943 года и до начала июля наша 226-я стрелковая дивизия стояла в обороне на Курском выступе, недалеко от города Севск (Орловская область). Мне в этот период довелось командовать саперной ротой.

Пехота звала нас ночными кротами, потому что свои боевые задачи мы выполняли только в ночное время. Известно, что наше Верховное главнокомандование своевременно разгадало замыслы фашистского командования, которое готовилось дать нам на Курской дуге генеральное сражение, отрезать, а затем и уничтожить наши войска, находящиеся на этом выступе, и тем самым взять реванш за свое поражение под Сталинградом.

В течение всех месяцев обороны решением нашего командования Курский выступ превращался в неприступную, глубоко эшелонированную оборону. Была построена широко развитая сеть окопов, траншей и ходов сообщения. Были сооружены в огромном количестве заграждения из колючей проволоки и МЗН (мало заметные препятствия), хорошо оборудованные огневые позиции. Перед передним краем нашей обороны устанавливалось большое количество противотанковых и противопехотных минных полей, минно-огневых фугасов и т. д. За время обороны на Курской дуге нашей саперной ротой в ночное время было установлено перед передним краем обороны 12 тысяч противотанковых и 16 тысяч противопехотных мин.

После того как в результате тяжелых боев были отбиты атаки фашистских войск на флангах «огненной дуги» (на Орловском и Белгородском направлениях), наши войска сплошным фронтом перешли в наступление, которое проходило успешно и без перерыва до самого Днепра. Из-за растяжки тылов в ходе нашего стремительного наступления инвентарные переправочные средства своевременно подвезены не были, а Днепр нужно было форсировать с ходу.

Наша рота обеспечивала переправу 967-го стрелкового полка на подручных средствах в 30 километрах севернее Киева у села Ясногородка. На плотах, собранных в ночное время, по перетянутому через Днепр и закрепленному нашими саперами на обоих берегах тросу, за одну ночь весь полк был переправлен на правый берег реки и занял плацдарм. Три человека нашей роты – сержант Боев, ефрейтор Шалешков и рядовой Акатов – первыми переправившиеся на ту сторону Днепра с тросом, закрепили этот трос и обеспечили тем самым по нему переправу всех плотов. Они были удостоены высшей награды Родины –звания Героя Советского Союза.

Обстановка менялась в день по 5-6 раз. Танки и самоходные артиллерийские установки типа «тигр» и «фердинанд» неоднократно прорывались то на одном, то на другом участке. По команде «Танки и САУ у дома лисички» или «Танки прорвались в районе просеки» наши саперы под непрерывный артиллерийский огонь бежали с противотанковыми минами под мышками в указанном направлении, устанавливая мины, не зарывая даже в землю, а сами залегали по сторонам в обороне, чтобы не дать возможности снять наши мины. Личный состав нашей дивизии, проявляя мужество и героизм, всякий раз прорывал кольцо окружения и в упорных боях расширял занятый плацдарм на правом берегу Днепра.

После этого дивизия получила полосу наступления в северо-западном направлении. Освобождала станции Тетерев, Малин, Ченовичи и г. Коростень. Из наступления в этом направлении вспоминается еще один характерный боевой эпизод. Один из взводов нашего саперного батальона в ходе наступления был придан 989-му стрелковому полку для устройства проходов в минных полях противника. Двигались совместно с командным пунктом полка в готовности направиться в тот стрелковый батальон, в котором возникла необходимость проходов. Недалеко от станции Тетерев (на железнодорожном участке Киев – Коростень) остановился временный командный пункт полка, а в метрах 300–400 расположился на отдых наш взвод саперов. Местность сплошь лесистая. Развели костры, в котле стали готовить обед, солдаты сняли сапоги и просушивали портянки. Уже начинали раздавать по котелкам кашу, как кто-то громко закричал: «Немцы!». И действительно, со стороны станции Тетерев, за путями, метрах в 50 начала выходить из леса в походном порядке колонна немцев, численностью до роты. Очевидно, эта колонна оказалась в тылу боевых порядков наших стрелковых батальонов и выходила из леса на соединение со своими. Увидев нас, немцы развернулись в боевом порядке и открыли по нам огонь. Наши солдаты, побросав кашу, некоторые даже босиком, с криком «Ура!» бросились на немцев. Несмотря на то, что в нашем взводе насчитывалось не более 25 человек, рота немцев в беспорядке была вынуждена отступать. Мы настойчиво их преследовали.

Гнали немцев метров восемьсот, уничтожая их огнем, штыком и прикладом, пока большинство из них не было перебито и загнано в болото. В плен взяли двадцать человек, которых сдали на командный пункт полка. Мой ординарец, Саша Миндогалиев, был с автоматом, он, догоняя отстреливающихся немцев, дубасил их прикладом. Об этом эпизоде в нашей дивизионной многотиражной газете была помещена статья, рассказывающая о том, как малочисленный взвод саперов лихо расправился с ротой немцев. За этот бой многие солдаты взвода были награждены, Саша Миндогалиев был награжден орденом Красной Звезды.

Затем шли бои по освобождению правобережной Украины. На минных полях, установленных нашей саперной ротой в районе Шепетовки, во время контратак подорвалось 16 немецко-фашистских танков. 226-я Глуховско-Киевская краснознаменная ордена Суворова II степени стрелковая дивизия, в составе которой мне довелось воевать до конца войны, участвовала в освобождении городов Венгрии, Чехословакии и Польши.

Так сложилась судьба, что за 17 дней до окончания войны меня отправили на учебу в Московскую высшую инженерно-минную школу. По пути заехал на свою родину, впервые повидал своих родных после освобождения из-под оккупации. В Москву добрался только к исходу дня 8 мая 1945 года. В ночь с 8 на 9 мая, как известно, был подписан акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. Радости не было конца! 9 мая мне посчастливилось быть на Красной площади во время салюта Победы.

Никогда не изгладится в нашей памяти суровое военное время, те невзгоды, тяжести и лишения фронтовой жизни, та радость и то ликование в первый день Победы – 9 мая 1945 года.

В послевоенный период после окончания Военно-транспортной академии участвовал в строительстве трансмонгольской магистрали от Улан-Батора до Китайской границы, в электрификации железнодорожной линии Москва – Байкал, в строительстве вторых путей Курган – Свердловск, железнодорожных линий Курган – Пески Целинные, Абакан – Тайшет и Ивдель – Обь.