ФГБОУ ВО
Уральский государственный университет путей сообщения
(УрГУПС)

Ural State University of Railway Transport
USURT

Личный кабинет студента
и преподавателя

Телефон приемной комиссии: (343) 221-25-25

Бесплатная горячая линия
приемной комиссии: 8-800-250-42-00

Экономисты нужного профиля

17.02.2015

В стремлении повысить качество знаний выпускников вузов чиновники от образования лишают отраслевые университеты бюджетных мест по направлениям, которые в преподавательском и профессиональном сообществе считаются почти профильными.

В последние годы активно сокращаются, а в некоторых случаях и вовсе ликвидируются бюджетные места на экономические специальности в неэкономических вузах. Руководствуясь тем, что последние не имеют ни базы, ни преподавателей должного уровня, а стало быть, не могут подготовить высококлассного экономиста, чиновники стремятся перенаправить поток абитуриентов в специализированные учебные заведения. 

Это напрямую касается и университетов путей сообщения. За последние три года Минобрнауки более чем на 80% сократило бюджетный приём на экономические специальности в транспортных вузах. К примеру, если в 2013 году в Институт экономики и финансов МИИТа было зачислено 124 бюджетника, то в 2015 году на бесплатное отделение планируется принять от силы 20–30 человек. 

Бюджетный приём на все экономические профили СГУПСа уже три года ограничен 10 местами. В Уральском государственном университете путей сообщения он и вовсе прекратился. 

Аргумент о якобы низком качестве преподавания экономики в транспортных вузах там отметают сразу. По словам проректора по учебной работе УрГУПСа Евгения Малыгина, теоретическую составляющую экономики студентам-транспортникам преподают не хуже, чем в финансовых академиях. При этом ни в одном экономическом вузе эту дисциплину не увяжут со спецификой работы на железной дороге. А специфика эта очень глубока. 
«Приоритет на дорогах всегда имел и будет иметь экономист, который знает технологию железнодорожного транспорта. Естественно, что такой специалист в деле будет более эффективен», – говорит Евгений Малыгин. 

Специалистам из неотраслевых экономических вузов, которые приходят на работу в компанию, приходится непросто: как минимум им необходимо время, кому больше, кому меньше, чтобы погрузиться в специфику дорог, транспортной экономики. Их коллеги, окончившие транспортный вуз, в этом смысле куда конкурентоспособнее. 
«Целый ряд экономических дисциплин, таких как статистика, ценообразование, управление затратами и себестоимостью, на транспорте существенно сложнее в сравнении с другими отраслями и видами хозяйственной деятельности», – утверждает заведующая кафедрой «Экономика и управление на транспорте» Института экономики и финансов МИИТа Наталья Терёшина. 

К слову, не далее как в конце января, посещая Санкт-Петербургский горный университет, президент Владимир Путин заметил, что «профильные вузы значительные ресурсы начинают отвлекать не на интересы отрасли, а на запрос абитуриентов на получение той или другой специальности, не сообразуясь с общим положением на рынке труда». 

Возможно, в этом есть доля истины, но не в периметре транспортных вузов. Поток абитуриентов-экономистов в университетах путей сообщения не уменьшается даже в условиях сокращения бесплатного приёма. «Несмотря на отсутствие бюджетных мест на экономические специальности, ребята идут к нам, потому что уверены, что найдут применение своим знаниям и навыкам, уверены в трудоустройстве. А в экономических вузах выпускники порой даже не представляют будущее место работы», – говорит Евгений Малыгин. 

По словам проректора по учебной работе ПГУПСа Людмилы Блажко, заказ на экономистов, которых выпускает вуз, остаётся стабильным в течение многих лет. «Недавно наш факультет «Экономика и менеджмент» отметил 20-летие. В юбилее приняли участие представители Октябрьской дороги – основного заказчика наших выпускников. Это естественный показатель того, что компания заинтересована в наших молодых специалистах», – заметила она. 

А выпускники миитовской кафедры «Экономика и управление на транспорте» с 85-летней историей возглавляют департаменты и филиалы ОАО «РЖД», успешно работают в транспортных и логистических компаниях в России и за рубежом. 

В отраслевых вузах настаивают на том, что транспортная экономика – вещь уникальная, а потому подготовка экономистов должна быть признана профильным «железнодорожным» направлением. Подобное предложение с обоснованиями отправилось в Минтранс и Минобрнауки. В нём среди прочего представители отраслевого образовательного сообщества выступают за установление таких же контрольных цифр приёма (КЦП) на экономических направлениях подготовки, как и на инженерных. 

По словам Натальи Терёшиной, Минтранс поддержал идею придания экономистам транспорта статуса профильного направления для железнодорожных вузов. Минобрнауки в общем и целом тоже не против, но только после того, как будут разработаны профессиональный и образовательный стандарты, в которых будут чётко определены общие и специфические черты между неотраслевой и транспортной экономикой. 

За проект образовательного стандарта в инициативном порядке взялся Институт экономики и финансов МИИТа. Документ уже направлен в оба ведомства. 
«Сейчас нас устроит хотя бы увеличение бюджетных мест до прежнего уровня. Только тогда можно говорить о конкурентной среде в сфере подготовки экономистов», – говорит Наталья Терёшина. 
 

17 февраля 2015 года

Юлия Соловьёва
Источник: Гудок