ФГБОУ ВО
Уральский государственный университет путей сообщения
(УрГУПС)

Ural State University of Railway Transport
USURT

Личный кабинет студента
и преподавателя

Телефон приемной комиссии: (343) 221-25-25

Бесплатная горячая линия
приемной комиссии: 8-800-250-42-00

Защита как диалог

12.07.2016

В УрГУПСе 8 июля состоялась защита лучших дипломных работ у студентов-целевиков механического факультета по специальности «Подвижной состав железных дорог (вагоны)» с участием руководителей Свердловской магистрали. Она превратилась в диалог профессионалов, оказавшийся полезным для всех сторон, заинтересованных в совершенствовании высшего профессионального образования.

В начале мероприятия и.о. заместителя начальника Свердловской железной дороги по кадрам и социальным вопросам Алексей Затопляев доложил о текущей ситуации в ОАО «РЖД». Как отметил Алексей Владимирович, компания продолжает вкладывать значительные средства в инфраструктуру. Строятся вторые пути на участке Тобольск – Сургут – Коротчаево и третьего главного пути в направлении Екатеринбург – участок Баженово – Косулино. Инвестиционный бюджет на этот год составляет более 25 млрд рублей. По объёмам грузовой работы Свердловская железная дорога по-прежнему занимает второе место по России, при этом её доля в общей погрузке составляет 11,3 %. Основной упор при выполнении целевых показателей делается на кадры.
– Уровень подготовки молодых специалистов, выпускников УрГУПС, позволяет им не только успешно интегрироваться в структуру компании, но и проявлять необходимую инициативу в решении стоящих перед компанией стратегических инновационных задач, – отметил Алексей Владимирович.
Доказательством неординарности мышления выпускников служит дипломная работа Дениса Чмирь. Он рассчитал платформу для перевозки в два этажа крупнотоннажных контейнеров. На защите вопросы Денису задавал начальник службы вагонного хозяйства Свердловской дирекции инфраструктуры Александр Колодин. Интересовался, как будет крепиться второй ярус контейнеров, насколько устойчива конструкция от опрокидывания в кривой, какие тележки выбирает дипломник для установки под платформу. Начальник охраны труда и промбезопасности на СвЖД Аркадий Деордиев спрашивал, как обеспечивается безопасность работников при монтаже контейнеров. Денису в итоге дали наивысшую оценку.
– На практике в вагонно-ремонтном депо я оказался в 2014 году, после третьего курса, – рассказал Денис. – На выбор темы меня натолкнули статьи и источники в Интернете. Аналогичных зарубежным платформам в России я не встречал. В работе над проектом мне помогало руководство депо, техотдел. Предоставляли информацию и схемы автотормозного оборудования, других унифицированных частей вагона.
Родион Салтанов выбрал тему усовершенствования автоматизированного рабочего места по учёту, обороту узлов и деталей в эксплуатационном вагонном депо Свердловск-Сортировочный. Родион учился в Пермском институте транспорта, и уже на 1-м курсе ему предложили пойти на целевую основу обучения от СвЖД.
– С развитием информационных технологий стала доступней разработка таких проектов, как автоматизированные рабочие места, – считает Родион. – АРМ позволяет сократить время, затрачиваемое на учёт и оформление документов, снизить вероятность ошибок. Поэтому я посчитал эту тему очень актуальной. 
Информацию я брал как в Интернете, так и на предприятии, где проходил практику. Мне помогал заместитель начальника эксплуатационного вагонного депо Свердловск-Сортировочный Дмитрий Алексеевич Курбатов. Курировал – кандидат технических наук, профессор Олег Вячеславович Черепов. Делился знаниями по данной теме, учил грамотно и понятно подавать информацию. Самым сложным для меня было придумать структуру АРМ – что с чем взаимодействует, затем понятно всё оформить. В результате защитил диплом на «отлично».
Ещё один проект представила Ольга Быкова, студент-бюджетник. Она с пятого курса работает в железнодорожной транспортной компании, занимается контролем грузоперевозок. 
– В выборе темы мне помог дипломный руководитель Александр Андреевич Соломенников, – говорит Ольга. – В последнем учебном семестре у нас была курсовая работа по дисциплине «Организация производства» – с расчётом поточной линии для вагоносборочного участка. И я заинтересовалась участком депо, где вёлся ремонт грузовых вагонов. Увидела недостатки в работе, предложила поточный метод ремонта. Да, он и ранее применялся, но из-за кризиса в стране и сокращения грузоперевозок этот метод ремонта не нашёл распространения. 
Ольга уверена, что при выходе из кризиса поточный метод ремонта и предложенное ею новое сварочное оборудование обязательно найдут применение. 
– По целевым направлениям мы обучаем порядка 1.5 тыс. человек, среднее специальное образование получают почти 600 человек, – рассказал Алексей Затопляев. – Для закрытия вакантных должностей мы подбираем лучших – каких мы сегодня увидели на защите. Для студентов есть стимул учиться на «отлично» – тогда они гарантированно смогут трудоустроиться в нашу компанию, по праву считающуюся одним из лучших работодателей в стране. 
По словам Алексея Затопляева, СвЖД постоянно совершенствует взаимодействие со своим профильным вузом. Одновременно порядка 60 его преподавателей стажируются на предприятиях компании, руководители магистрали проводят лекционные занятия для студентов, проходят конкурсы профмастерства среди студентов 4 и 5 курсов «Лучший по специальности». Компания вкладывает средства и в развитие сетевой формы обучения. 
– С 2015 года проводятся занятия на учебном полигоне ОАО «РЖД» со студентами 3-го и 4-го курсов, – поясняет Алексей Владимирович. – С 2017 года будем уже планово осуществлять сетевую форму обучения. В этом году около 160 студентов-«вагонников» обучались по сетевой форме на учебном полигоне эксплуатационного вагонного депо Свердловск-Сортировочный. Кроме того, мы приглашаем студентов-целевиков на мероприятия для молодёжи, которые проводятся в компании. Это даёт им возможность адаптироваться и найти достойное место в компании.

12 июля 2016 года

Владимир Андреев
Источник: Гудок