КИЖТ УрГУПС

Курганский институт железнодорожного транспорта
филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Уральский государственный университет путей сообщения» в г. Кургане
(КИЖТ УрГУПС)

Личный кабинет студента
и преподавателя
Лучшие вузы РФ 2020
ОНЛАЙН-ОПЛАТА УСЛУГ

Телефон приемной комиссии:

(3522) 46-15-91, (3522) 46-23-03

Бесплатная горячая линия
приемной комиссии: 8-800-250-42-00

ГЕРАСИМОВ Дмитрий Михайлович – директор ГПТУ № 1 г. Кургана в 1962-1974 гг.

07.12.2021

Герасимов Д. М. родился в 1926 году в Псковской области. Не успел закончить школу, как началась Великая Отечественная война. Немного поработал на производстве, а в 1944 году был призван в армию. Служил в железнодорожных войсках, работал помощником машиниста паровоза в колонне особого формирования № 3 по перевозке грузов в прифронтовой полосе. Участвовал в Белорусской наступательной операции «Багратион».

Из воспоминаний Дмитрия Михайловича Герасимова: «Трудиться приходилось в тяжелейших условиях: железную дорогу постоянно бомбили, обстреливали из артиллерийских орудий. Не раз снаряды попадали и в паровоз, на котором работал. Ремонтировали – и снова вперёд…»

После войны Д.М. Герасимов работал на производстве, в 1959 году закончил Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности «Инженер путей сообщения – электромеханик» и был направлен в локомотивное депо Курган. В 1962 году назначен директором Курганского городского профессионально-технического училища № 1 (так тогда называлось бывшее Железнодорожное училище № 1). Это было время перехода системы профтехобразования на 3-х годичное обучение учащихся с целью получения не только профессионального, но и среднего образования.

В ГПТУ № 1 готовили специалистов рабочих профессий железнодорожного профиля: помощник машиниста электровоза, слесарь по ремонту электровозов, осмотрщик вагонов, слесарь по ремонту вагонов, дежурный по станции, бригадир по ремонту пути, электромонтёр контактной сети, кроме того здесь обучались будущие токари и кузнецы свободной ковки. Перешедшая на электрическую тягу Южно-Уральская железная дорога остро нуждалась в кадрах машинистов электровозов, и на организованных в училище вечерних   курсах было подготовлено 50 машинистов. В это время в городе Кургане развивалось троллейбусное движение, и ГПТУ № 1 выпустило несколько групп водителей троллейбусов.

Директор много сил и времени уделял созданию условий для успешного осуществления учебного процесса. В начале семидесятых готов в училище основная проблема заключалась в том, что теоретические и практические занятия проходили в одном учебном корпусе. Шум во время учебной практики мешал проведению теоретических уроков. Необходимо было отдельное здание производственных мастерских. И такие мастерские были построены в 1963 году Курганским отделением ЮУЖД, в чём огромная личная заслуга его тогдашнего руководителя В.М. Слосмана. В новых двухэтажных мастерских было оборудовано четыре цеха со слесарными верстаками, токарными станками, другим необходимым оборудованием. За каждым цехом был закреплён мастер производственного обучения со своей учебной группой. Они следили за чистотой и порядком в цехах, занимались техническим творчеством, пополняли цеха необходимыми наглядными пособиями.

На занятиях по слесарному делу

В производственных мастерских ГПТУ № 1 ежегодно проходили семинары и конкурсы среди учащихся профтехучилищ области на лучшего слесаря, которые организовывались управлением профтехобразования. Учащиеся железнодорожного училища постоянно были впереди в этих соревнованиях. В мастерских учащиеся изготавливали различные слесарные инструменты, ученические парты, выполняли заказы курганских заводов.

После введения в строй производственных мастерских на освободившихся площадях первого этажа учебного корпуса разместились учебные классы специальных дисциплин с действующим оборудованием.

 Кабинет Устройство электровоза

В училище кипела спортивная жизнь, развивалось техническое творчество и художественная самодеятельность. Во всех направлениях этой внеурочной деятельности учащиеся первого училища были первыми в городе и области.

Д.М.Герасимов с руководителями образования области

 В 1974 году Д.М. Герасимов вернулся в локомотивное депо и до ухода на пенсию трудился машинистом электровоза. Его ратный и трудовой путь отмечен наградами: орденом «Отечественной войны» 2-й степени, медалями «За победу над Германией», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 -1945 гг.», юбилейной медалью к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина, медалью «Ветеран труда».