ФГБОУ ВО
Уральский государственный университет путей сообщения
(УрГУПС)

Ural State University of Railway Transport
USURT

Личный кабинет студента
и преподавателя

Телефон приемной комиссии: (343) 221-25-25

Бесплатная горячая линия
приемной комиссии: 8-800-250-42-00

Международная научно-практическая конференция «Цифровая трансформация образования»: новая реальность

22.04.2022

Система образования может стать драйвером цифровых изменений человеческой жизни, но для этого она должна быть на острие новых цифровых решений и технологий, применять их в своей деятельности и обучать применению в повседневной жизни. Какие возможности дает цифровое образование? Как измеряется эффективность инновационных методов образования и насколько транспортное образование сегодня соответствует новому формату? Именно о такой трансформации системы образования посредством цифровых решений 20 апреля шла речь на ХII Международной научно-практической конференции «Будущее транспорта России-2022» на тему «Цифровая трансформация образования» в Уральском государственном университете путей сообщения.

В масштабном мероприятии приняли участие представители образовательных и научных организаций, ученые и специалисты транспортной отрасли Пермского края, Курганской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, других субъектов федерации, стран дальнего и ближнего зарубежья, стратегический партнер УрГУПС – ОАО «РЖД». Главная цель конференции – внедрение в транспортное образование инновационных процессов, способствующих формированию всесторонне развитой личности и подготовке профессионалов.

Открыл мероприятие первый проректор УрГУПС Евгений Борисович Азаров:

- Тема конференции обусловлена реалиями сегодняшнего дня. В первую очередь, это достижение «цифровой зрелости» в ключевых отраслях экономики и социальной сферы, в том числе и образовании. Данная научно-практическая конференция позволит всем участникам обменяться знаниями и опытом в области цифровизации образования и изучить лучшие практики обучения и профориентационной работы с использованием информационно-коммуникационных технологий.

С приветственным словом обратился к участникам конференции ректор УрГУПС Александр Геннадьевич Галкин:

- Я хотел бы пожелать всем успехов в работе конференции, тема которой актуальна как никогда. Мы в этом с вами убедились, работая последние два года в онлайн-формате. На сегодняшний день весь университетский комплекс учится и работает в очном формате. Но цифровизация образования продолжится. Она способствует эффективному освоению студентами новых знаний, будущих профессий, проведения научных исследований, то есть тому, для чего предназначена система транспортного образования. Надеюсь, сегодняшняя конференция, которая проводится на благо развития транспортного образования, будет полезной для всех ее участников.

Далее на расширенном пленарном заседании с докладами выступили и.о. УрТУ Росжелдора О.Н. Давыдов, директор филиала «УМЦ ЖДТ» в Челябинске А.В. Тамошин, президент Национального союза железнодорожников Ю.В. Бусыгин, ректор Донецкого института железнодорожного транспорта М.Н Чепцов, проректор по научной работе Белорусского государственного университета транспорта А.А. Ерофеев. Рассказали о своем сотрудничестве с вузом представители служб управления персоналом Горьковской, Свердловской, Южно-Уральской железных дорог. Подробно рассказал об уникальном проекте УрГУПС – Коллективной любительской радиостанции – руководитель КЛР И.Г. Карпенко. Центральной темой всех выступлений на пленарном заседании стала оценка уровня цифровой трансформации в сфере образования. Основное внимание было уделено демонстрации эффективных решений цифровизации образования и обсуждению применения подобных решений на практике.

 О взаимодействии ОАО «РЖД» с вузом в вопросах формирования у молодежи заинтересованности профессией с применением цифровых технологий рассказал заместитель начальника Свердловской железной дороги по кадрам и социальным вопросам Дмитрий Александрович Романенко, отметив, что дети включаются в цифровой мир с раннего возраста:

- Мне бы хотелось начать разговор с детей, которые ходят сегодня в детские сады, школы, где они уже выбирают паровозики и используют в игре пусть детскую, но свою логистику. Поэтому сегодня на Свердловской железной дороге особое внимание уделяется Детской железной дороге. Мы стараемся рассказывать детям о современных технологиях железнодорожного транспорта. Много сделано и вложено средств в кванториум, современный технопарк, который находится на детской железной дороге. Ребята с большим удовольствием его посещают и принимают участие во всех информационных, интерактивных мероприятиях и достигают больших успехов в соревнованиях российского уровня.

Дмитрий Александрович рассказал о тесном цифровом сотрудничестве Свердловской железной дороги с транспортным вузом в соответствии с программой взаимодействия ОАО «РЖД» с университетскими комплексами. Взаимодействие осуществляется по таким основным направлениям: обеспечение компании квалифицированными специалистами, совершенствование образовательного процесса, модернизация инфраструктуры вуза. В рамках программы в транспортном вузе создана современная брендированная аудитория на 188 мест, коворкинг-зона, холл, новые учебные лаборатории. Все аудитории пользуются повышенным спросом у студентов, что не может не радовать. С целью развития и обновления учебно-лабораторной базы в УрГУПС поступили комплекты оборудования для учебных классов, произведена поставка локомотивных тренажерных комплексов. В текущем году планируется создание кабинетов по инфраструктурным специальностям с внедрением современных информационных образовательных технологий с целью совершенствования образовательного процесса.

Далее конференция проходила по двум секциям: «Цифровизация современного учебного заведения» и «От цифровой профориентации к цифровому поступлению в вуз». Участники первой секции обсудили основные направления цифровизации в вузе, современные тенденции и подходы в развитии электронного обучения, применение VR-технологий и другие актуальные вопросы использования современных технологий в образовательном процессе. На второй секции обсуждались вопросы о новых возможностях и современных технологиях в профориентационной работе в условиях цифровой трансформации, влиянии цифровой среды на социально-профессиональное определение учащихся, поддержке одаренных детей в условиях цифровой среды, цифровой приемной кампании и многие другие.

Подводя итоги конференции, участники отметили, что с каждым годом роль цифровых технологий в образовании становится все более очевидной. Процесс обучения уже невозможно представить без использования новых современных технологических разработок. В этих условиях одной из важнейших задач является продвижение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, совершенствование IT-образования.

Проректор по учебной работе и связям с производством Нина Фридриховна Сирина, руководитель секции «Цифровизация современного учебного заведения»:

- Хотелось бы поблагодарить всех участников конференции за продуктивную работу. Рабочий процесс был действительно активным: в работе нашей секции приняли участие около 100 специалистов. Мы два года не встречались в очном формате на данной конференции, поэтому начали с диалога о том, что такое образование, обучение, практическая деятельность и воспитание. Именно во все сферы образования вошла цифровизация. Она актуальна и является обязательным условием образовательного процесса. Было очень интересно послушать, что делается в этой области в соседних государствах. Хотелось бы отметить, что на секции были заслушаны выступления не только специалистов в области образования, но и студентов УрГУПС, и даже школьников из Тюмени и Нижнего Тагила. Надеюсь, что мы увидим этих школьников в нашем университете.

Ответственный секретарь приемной комиссии, руководитель секции «От цифровой профориентации к цифровому поступлению в вуз» Ирина Александровна Маслова:

- Очень рады были пообщаться вживую с представителями железной дороги, кванториума, сотрудниками наших территориальных структурных подразделений и головного вуза, школьниками. Практически все участники секции высказали свою позицию, в том числе и школьники. Звучали разные мнения, разные методики профориентационной работы, которую мы были вынуждены перестраивать в условиях пандемии. Все вопросы касались качественной профориентационной работы, поступления в вуз на основе цифровых технологий с учетом тех электронных ресурсов, которые имеются в вузе и у современного абитуриента. Надеюсь, что школьники, которые были у нас на секции, нас услышали, сделали определенные выводы. Будем вместе двигаться по одному цифровому пути.


Елена Красулина