Продолжаем цикл публикаций «Научный полк». Сегодняшний материал посвящен зав. кафедрой химии, доценту Сергею Семеновичу Савельеву.
В УЭМИИТ проработал более 12 лет. Старший лейтенант. Воевал в составе Карельского, Ленинградского и Волховского фронтов, участник боев в Заполярье.
Награжден орденом Красного Знамени, медалями «За оборону Советского Заполярья», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», юбилейными медалями.
Из воспоминаний С. С. Савельева:
- Великая Отечественная война застала меня в городе Вольске. Я был курсантом Вольской военной авиационной школы авиамехаников. Курс обучения закончил 31 августа 1941 года, но после сдачи государственного экзамена был оставлен при авиашколе для работы в должности инструктора, поэтому в действующую армию удалось выехать только в конце зимы, в феврале 1942 года.
Назначение получил на Карельский фронт, в 7-ю воздушную армию, штаб которой находился в городе Беломорск. Фронтовая служба началась в апреле 1941 года, в 835-м истребительном авиационном полку. Полк формировали на аэродроме, в 7–8 километрах от Кировска. Неподалеку от летного поля стояли, занесенные снегом, огромные дощатые ящики, похожие на передвижные домики. В них находились в разобранном виде наши боевые самолеты «Харрикейн», привезенные из Англии. Их сборка, облет, обучение технического состава и пилотов заняли два месяца. Только в июле полк начал выполнять боевые задания. Летний день в Заполярье – круглые сутки, 24 часа. И беспрерывные полеты: одиночные, в паре, звеном, а иногда всей эскадрильей. Считалось в порядке вещей работать по трое суток подряд, без сна и отдыха. Моим ближайшим товарищем в то время был Николай Павелица. Из старших товарищей помню техника звена Соколова и старшего техника эскадрильи Хохлова. Они многому научили меня, и я всегда вспоминаю о них с благодарностью.
В конце июня мне было поручено обслуживание единственного в полку отечественного самолета УТИ-4 (двухместная модель истребителя И-16), на котором проводилось обучение молодых пилотов, прибывших в полк. С этим самолетом мне довелось в течение лета 1942 года поработать в двух других истребительных полках 7ВА на аэродромах Мончегорска и Африканды.
К осени 835-й истребительный авиационный полк перебазировался на полевой аэродром в 32 километрах западнее станции Кандалакша, ближе к линии фронта, для уничтожения огневых точек противника по заданиям наземных войск. С началом осенне-зимнего периода погодные условия ухудшились, продолжительность светового дня сократилась до 4–5 часов. Активность авиации резко снизилась, поэтому часть личного состава, в том числе и меня, перевели в подразделения ночных бомбардировщиков. Так я оказался в 406-й отдельной авиаэскадрилье связи, которая была сформирована и базировалась в районе поселка Сосновец.
Работа на аэродроме шла днем и ночью: дневные полеты – на обеспечение связи по заданиям штаба армии и фронта, а ночные – на бомбежку переднего края противника, его ближайшего тыла. Моим вторым механиком по экипажу был в то время Ваня Устинов, из поселка Шилова под Рязанью. Он – самый надежный товарищ из тех, кого я помню. Старший техник эскадрильи Самойлов Сергей Иванович по возрасту всего только на 4 года старше меня, но для нас, механиков, был знающим и авторитетным наставником. Обычно суховатый и суровый, во внеслужебное время он становился простым, внимательным старшим товарищем.
К весне 1944 года эскадрилья выполнила свое назначение и была расформирована. Фронтовую службу закончил в 444-й отдельной авиаэскадрилье связи, которая к концу войны перебазировалась в район города Ярославля (село Туношное) для переформирования с целью переброски ее на Дальний Восток.
День Победы наша эскадрилья отмечала под Ярославлем, а в сентябре 1945 года была расформирована, сразу же после окончания войны с Японией.