Масленица – древнейший народный праздник, олицетворяющий проводы зимы и встречу весны. Пришел он к нам из языческой культуры древних славян. Все его символы, атрибуты связаны с пробуждением природы, стремлением к весне и солнцу.
Встречали праздник с большим радушием, потому что зима для славян была суровым испытанием.
У масленицы несколько названий, обладающих глубоким смыслом. Древнейшее – «комоедица» – сохранилось у некоторых славянских народов и по сей день (например, в Сербии). «Кома» – это обрядовый хлебец, сделанный из трех смесей: горох, овес, ячмень. Его пекли в дни весеннего равноденствия, а старейшины рода несли его в лес и угощали духов леса.
В другом толковании «комо» означает «медведь». Здоровый, сильный, умный. Считалось, что он отвращает порчу, устрашает нечистую силу, является оберегом для древних славян. Неслучайно он так часто встречается в русских поверьях, былинах, сказках. Славяне были убеждены: если пробудился медведь – близок приход весны.
Все главные языческие праздники славян связаны с годовым солнечным циклом, поэтому они прославляли бога солнца – Ярило. Солнце играло огромную роль для славян-земледельцев.
С принятием и распространением христианства праздник не исчез, а обрел новые смыслы. Во-первых, период его проведения приходится за неделю до великого поста и зависят от празднования Пасхи. Эту неделю называют сырной седьмицей или мясопустной. В это время нельзя употреблять мясо, но разрешаются молочные продукты. Масленица – именно тот праздник, когда христианские и народные традиции восполняют друг друга.
Праздник масленицы закрепился в исторической традиции как народное гуляние. Главные символы – соломенное чучело масленицы и круглые, румяные, похожие на солнце блины.
Каждый день «боярыни-масленицы» имеет свое название, которое говорит о том, что нужно делать в этот день.
Понедельник – «Встреча». В этот день устраивали катания на ледяных горках, качелях. Утром делали соломенное чучело масленицы, наряжали его и возили по улицам.
Вторник – «Заигрыш» – день веселых игр и знакомств. Парни искали невест, а девушки – женихов.
Среда – «Лакомка» – приглашение на блины.
Четверг – «Разгуляй» – в этот день устраивали катания на лошадях, кулачные бои, взятие снежного городка. Это был самый яркий день праздника.
Пятница – «Тещины вечерки» – зять едет на блины к теще.
Суббота – «Золовкины посиделки» – в этот день ходят в гости к родственникам на угощение. Совместная трапеза становится знаком, символизирующим дружелюбие, открытость, заботу и любовь.
Воскресенье – заключительный день масленицы. В этот день сжигают соломенное чучело, олицетворяющее уходящую зиму. По церковной традиции день называется «прощеное воскресенье» – люди просят прощения друг у друга, освобождаются от обид и недобрых помыслов, что несет в себе идею очищения и милосердия.
В дореволюционном Екатеринбурге масленица праздновалась широко. Об этом сообщают городские газеты 19-20 века. Многочисленные рестораны, харчевни, трактиры работали всю ночь. Публика веселилась до 3-4 часов утра. На набережной выстраивались торговые ряды, здесь процветало народное творчество. Простой народ – ряженные в костюмы медведя, воеводы устраивали представления и спектакли. Гудели шарманки, гармошки, колокольчики. А какое раздолье было для учащихся и студентов! Часто именно они были зазывалами и персонажами балаганных представлений.
В этом празднике отражается наш национальный дух, щедрость и широта души. Он несет заряд единения, пробуждает стремление любить и ценить жизнь.
Студенты УрГУПС традиционно встретили праздник на катке
Т.Ф. Волкова, преподаватель КЖТ УрГУПС